Mams написал(а):предложение "дать на чай", звучащее от работодателя - выглядит очень некрасиво. И ведет к другим проблемам.
Предложение или предоставление возможности? Это разные вещи. Если бы клиентам каждый раз тыкали в нос таким предложением, это одно - навязывание. А если клиенту работодатель предоставляет возможность отблагодарить курьера - в чём криминал? Да и сам факт одобрения работодателем возможности получения работником чаевых ставит и самого работника, и покупателя в условия легальной выдачи/принятия чаевых, а не какой-то подпольной передачи втихую замусоленной бумажки. Так спокойнее и покупателю, и курьеру.
Я ещё раз повторю - я сама против чаевых и даю их крайне редко. Но я за добровольный выбор каждого, платить или не платить. А официальное разрешение давать чаевые снимает с этой процедуры эффект взятки, именно потому, что эта процедура легализована. Есть конторы, которые запрещают своим работникам брать чаевые, о чём тоже официально объявляют и клиентам. Лучше это, чем разрешение? Вопрос спорный. Полагаю, что и в случае официального запрета будут те, кто даёт чаевые и кто их готов взять. Но тогда этот процесс приобретает грязный оттенок, для тех и для других. И ничего хорошего в этом нет, поскольку регулярное нарушение норм приводит к привычке их нарушать и в других случаях, а это уже куда более серьёзная проблема.
Процесс дачи и получения чаевых был и остаётся абсолютно добровольным, и в случае, когда они официально разрешены и есть удобный механизм, и когда они официально запрещены. Любое вымогательство, хоть прямое, хоть косвенное - это моветон, никем и никогда не поощряемый. И если какие-то работники вдруг по каким-то причинам настолько расслабятся, что начнут явно вымогать поощрение, то системой это не станет, поскольку курьеры из магазинов - это не те люди, от которых зависит жизнь или благополучие, они просто доставляют то, что человек заказал, и они однозначно получат отпор от клиентов и легко могут потерять работу, если превысят свои полномочия. Это не тот случай, когда наличие нормального и удобного механизма уплаты чаевых может существенно повлиять на качество работы курьеров, это сказки. Абсолютно ничего не изменится. Как не изменилось в других магазинах, где уровень дохода курьера зависит от оставленных положительных отзывов. И таких магазинов много, отчего онлайн-торговля почему-то не рухнула и не ухудшилась. Хотя работодатели там тоже вроде бы переложили ответственность за дополнительный заработок курьеров на клиентов.
Кстати, любопытно, о каких премиях речь? В качестве альтернативы отзывам и чаевым? Каким образом работодатель может справедливо оценить уровень работы каждого курьера без желания клиентов кого-то из них поощрить, любым удобным способом? В любом случае нормальная оценка работы курьера может быть получена только через обратную связь, никак иначе.